Искусствоведческая экспертиза становится все более популярной в связи с быстрым развитием рынка антиквариата. Впрочем, основная масса по-прежнему выполняется при расследовании эпизодов хищения или контрабанды произведений искусства и раритетов, имеющих большое историко-культурное значение, мошенничеством на основе подделки этих ценностей, их повреждением и уничтожением. Проводится подобная экспертиза и по вопросам нарушения авторских прав, и в делах о распространении порнографии или незаконном обороте оружия.
Цели и задачи судебной искусствоведческой экспертизы
Основной целью искусствоведческой экспертизы, проводимой по инициативе суда или следственных органов, является атрибуция предмета исследования, установление его подлинности, авторства, а также ценности для человечества с точки зрения культурного наследия. Атрибуция включает в себя определение времени, обстоятельств и места создания вещи на основе знаний художественных стилей, техник и школ, присущих определенному историческому этапу.
Часто для установления подлинности произведения искусства требуется проведение химических и физических исследований. А значит, исполнитель таких работ должен иметь современную исследовательскую лабораторию, оснащенную сложным аналитическим оборудованием.
Предметом историко-искусствоведческой экспертизы могут быть:
- произведения живописи и скульптуры (картины, иконы, гобелены и статуэтки);
- предметы искусства декоративно-прикладного назначения;
- различное старинное и древнее оружие;
- антикварные предметы мебели;
- одежда прошлых веков;
- фотографии, почтовые марки и открытки;
- антикварные книги;
- древние рукописи и рукописные музыкальные произведения;
- рисунки, фото и видеоматериалы порнографического характера.
Судебная искусствоведческая экспертиза отличается тем, что помимо определения индивидуальных и классификационных особенностей предмета, определяющих его исторический или культурный статус, она может дать ответ на вопрос о подлинности произведения искусства и его авторстве, если они вызывают сомнение и требуют авторитетного экспертного подтверждения. Такие исследования могут решать следующие задачи:
- идентификационные;
- классификационные;
- диагностические;
- нормативные;
- атрибутовые.
По каждому виду исследуемых изделий требуются специфические знания и практический опыт проведения подобных обследований, которые нужны для того, чтобы дать ответы на поставленные перед экспертизой вопросы.
Чаще всего искусствоведческие экспертизы имеют комплексный характер, при котором исследуются все нюансы, касающиеся произведения искусства или просто старинной вещи:
- материал её изготовления;
- подпись на картинах или клеймо автора;
- почерк, стиль художника;
- состав примененных красок;
- давность изготовления;
- наличие или отсутствие поздних вмешательств в оригинал с целью переделки, реставрации или порчи.
экспертизы давности документа?
Оставьте заявку и мы перезвоним вам в течение нескольких минут!
Виды искусствоведческих экспертиз и порядок их проведения
Все искусствоведческие исследования можно условно разделить на две большие группы – историко-культурные и культурологические. К первой группе относятся экспертизы по установлению подлинности произведений искусства или предметов культуры, определению их состояния и потребности в реставрации.
Культурологические экспертизы решают значительно больший круг задач, включая:
- установление авторства;
- поиск нарушений этических норм;
- определение исторической или историко-культурной ценности вещи;
- установление цены произведения искусства;
- определение срока изготовления исследуемого предмета.
По предмету исследований независимые искусствоведческие экспертизы насчитывают около 30 разновидностей, среди которых:
- экспертиза произведений живописи;
- экспертиза исторического оружия;
- экспертиза архитектуры и объектов градостроительства;
- экспертиза древних книг;
- экспертиза антиквариата;
- геральдическая экспертиза;
- экспертиза порнографии;
- искусствоведческая экспертиза стоимости предметов искусства.
В каждом отдельном случае лицо, заказывающее проведение экспертизы, должно точно сформулировать интересующие его вопросы. Например:
- имеет ли историко-культурную ценность исследуемый предмет;
- относится ли он к предметам искусства;
- где и когда он был создан;
- является ли он оригиналом или копией, стилизацией и подделкой;
- какова его ориентировочная стоимость;
- является ли его автором конкретный художник, скульптор или другой мастер.
Для каждого предмета могут быть и свои специфические вопросы. Например, для старинного оружия часто ставят вопрос, можно ли его отнести к боевому оружию и в каком состоянии сохранности оно находится.
К сожалению, хороших специалистов в области искусствоведческой экспертизы немного. Тем более что один эксперт не может одинаково профессионально разбираться и в оружии, и в живописи, и в книгах. Экспертных организаций, берущихся на должном уровне выполнить подобные исследования, существует ограниченное количество. Наша компания имеет и опытных экспертов-искусствоведов, и современную лабораторию для исследований, и солидный опыт работы в данном направлении. Мы готовы провести любой сложности искусствоведческую экспертизу по доступной цене и предоставить юридическую поддержку в суде.